Катушка индуктивности
Словосочетание "катушка ниток" знакомо всем, но про катушку индуктивности слышали, думаю, не все. Вот что Вы себе представляете под словом "катушка" ? Ну... это, наверное, какая-нибудь фиговинка, на которой намотаны нитки, леска, веревка, да что угодно!
Катушка индуктивности представляет из себя точь-в-точь то же самое, но вместо нитки, лески или чего-нибудь еще там намотана обыкновенная медная проволока в изоляции. Изоляция может быть из бесцветного лака, из проводной изоляции, и даже из матерчатой. Тут фишка такая, хоть и провода в катушке индуктивности очень плотно прилегают к друг другу, они все равно изолированы друг от друга.
Если будете мотать катушки индуктивности сами, ни в коем случае не вздумайте брать обычный медный голый провод!
Любая катушка индуктивности, как ни странно, обладает индуктивностью :-) Индуктивность катушки измеряется в Генри (Гн), обозначается буковкой L и замеряется LC - метром.
Что такое индуктивность? Давайте разбираться. Если через проводок прогнать электрический ток, то он вокруг себя создаст магнитное поле:
Катушка индуктивности обладает также очень интересными свойствами. При подаче на катушку электрического тока постоянного напряжения, в катушке возникает напряжение, противоположное напряжению электрического тока и оно потом исчезает через несколько долей секунд. Это противоположное напряжение называется ЭлектроДвижущейСилой самоиндукции, или просто - ЭДС самоиндукции.
Это ЭДС зависит от индуктивности катушки. Поэтому в момент подачи напруги на катушку Сила тока в течение долей секунд плавно меняет свое значение от 0 до некоторого значения, потому что напряжение,в момент подачи электрического тока, также меняет свое значение от ноля и до установившегося значения, согласно Закон Ома:
I=U/R
Как мы видим по формуле, напряжение меняется от нуля и до напряжения, подаваемого в катушку, следовательно и ток тоже будет меняться от нуля и до какого то значения. Сопротивление катушки постоянное.
И второй прикол в катушке индуктивности заключается в том, что если мы разомкнем цепь катушка индуктивности - источник тока, то у нас ЭДС самоиндукции будет приплюсовываться к напряжению, которое мы подали на катушку. Следовательно и ток будет в самом начале больше, а потом тихонько спадет до нуля. Время спада силы тока также зависит от индуктивности катушки.
Сделаем первые выводы о работе катушки индуктивности при подаче на нее постоянного тока.
При подаче на катушку электрического тока, сила тока будет плавно увеличиваться, а при снятии электрического тока с катушки, сила тока резко возрастет в катушке и плавно убавиться до нуля. Короче говоря,сила тока в катушке мгновенно измениться не может. Это в электронике называют первым законом коммутации.
Уфф, ну все, самое тяжелое позади :-).
Катушки индуктивности делятся в основном на два класса: с магнитным и немагнитным сердечником.
Снизу на фото катушка с немагнитным сердечником.
Но где у нее сердечник? Воздух - это немагнитный сердечник :-). Такие катушки также могут быть намотаны на какой-нибудь цилиндрической бумажной трубочке.
Индуктивность катушек с немагнитным сердечником используется, когда индуктивность не превышает 5 миллиГенри.
А вот катушки индуктивности с сердечником:
В основном используют сердечники из феррита и железных пластин. Сердечники повышают индуктивность катушек в разы. Сердечники в виде кольца (тороидальные) позволяют получить большую индуктивность, нежели просто сердечники из цилиндра.
Для катушек средней индуктивности используются ферритовые сердечники:
Катушки с большой индуктивностью делают как трансформатор с железным сердечником, но есть одно различие: у них имеется только одна первичная обмотка:
От каких факторов зависит индуктивность катушки? Давайте проведем несколько опытов. Я намотал катушку с немагнитным сердечником. Ее индуктивность настолько мала, что LC - метр мне показывает ноль.
Имеется ферритовый сердечник
Начинаю вводить катушку в сердечник на самый край
LC-метр показывает 21 микроГенри.
Ввожу катушку на середину феррита
35 микроГенри. Уже лучше.
Продолжаю вводить катушку на правый край феррита
20 микроГенри. Делаем вывод, самая большая индуктивность на цилиндрическом феррите возникает в его середине. Поэтому, если будете мотать на цилиндрике, старайтесь мотать в середине феррита. Это свойство используется для плавного изменения индуктивности в переменных катушках индуктивности:
где 1 - это каркас катушки, 2 - это витки катушки, 3 - сердечник, у которого сверху пазик по маленькую отвертку. Вкручивая или выкручивая сердечник, мы тем самым изменяем индуктивность катушки.
Экспериментируем дальше. Давайте попробуем сжимать и разжимать витки катушки. Для начала ставим ее в середину и начинаем сжимать витки
Индуктивность стала почти 50 микроГенри!
А давайте-ка попробуем расправим витки по всему ферриту
13 микроГенри. Делаем вывод: для максимальной индуктивности мотать катушку надо "виток к витку".
Убавим витки катушки в два раза. Было 24 витка, стало 12.
Совсем маленькая индуктивность. Убавил количество витков в 2 раза, индуктивность уменьшилась в 10 раз. Вывод: чем меньше количество витков - тем меньше индуктивность. Индуктивность меняется не прямолинейно виткам.
Давайте поэкспериментируем с ферритовым кольцом.
Замеряем индуктивность
15 микроГенри
Отдалим витки катушки друг от друга
Замеряем снова
Хм, также 15 микроГенри. Делаем вывод: расстояние от витка до витка не играет никакой роли катушки индуктивности в тороидальном сердечнике.
Мотанем побольше витков. Было 3 витка, стало 9.
Ввожу катушку на середину феррита
35 микроГенри. Уже лучше.
Продолжаю вводить катушку на правый край феррита
20 микроГенри. Делаем вывод, самая большая индуктивность на цилиндрическом феррите возникает в его середине. Поэтому, если будете мотать на цилиндрике, старайтесь мотать в середине феррита. Это свойство используется для плавного изменения индуктивности в переменных катушках индуктивности:
где 1 - это каркас катушки, 2 - это витки катушки, 3 - сердечник, у которого сверху пазик по маленькую отвертку. Вкручивая или выкручивая сердечник, мы тем самым изменяем индуктивность катушки.
Экспериментируем дальше. Давайте попробуем сжимать и разжимать витки катушки. Для начала ставим ее в середину и начинаем сжимать витки
Индуктивность стала почти 50 микроГенри!
А давайте-ка попробуем расправим витки по всему ферриту
13 микроГенри. Делаем вывод: для максимальной индуктивности мотать катушку надо "виток к витку".
Убавим витки катушки в два раза. Было 24 витка, стало 12.
Совсем маленькая индуктивность. Убавил количество витков в 2 раза, индуктивность уменьшилась в 10 раз. Вывод: чем меньше количество витков - тем меньше индуктивность. Индуктивность меняется не прямолинейно виткам.
Давайте поэкспериментируем с ферритовым кольцом.
Замеряем индуктивность
15 микроГенри
Отдалим витки катушки друг от друга
Замеряем снова
Хм, также 15 микроГенри. Делаем вывод: расстояние от витка до витка не играет никакой роли катушки индуктивности в тороидальном сердечнике.
Мотанем побольше витков. Было 3 витка, стало 9.
Замеряем.
Офигеть! Увеличил количество витков в 3 раза, а индуктивность увеличилась в 12 раз! Вывод: индуктивность меняется не прямолинейно виткам.
Если верить формулам для расчета индуктивностей, индуктивность зависит от "витков в квадрате". Эти формулы я здесь выкладывать не буду, потому как не вижу надобности. Скажу только, что индуктивность зависит еще от таких параметров, как сердечник (из какого материала он сделан), площадь поперечного сечения сердечника, длина катушки. Остальные факторы мы разобрали в опытах. Более подробно про формулы расчета здесь. Но лучше все таки изготовить катушку опытным путем с замером ее индуктивности на каждом этапе.